При организации надомного обучения, учителя осуществляют индивидуальный подход, ориентируясь на индивидуальный темп усвоения учебного материала учащимся и его способности. Преимущество такой формы обучения в том, что учитель имеет непосредственный контакт с учеником и всегда может исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальное обучение позволяет глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные возможности. Отрицательная сторона в том, что эти дети лишены общения со сверстниками, а следовательно нуждаются в социальной адаптации, позволяющей иметь определённые бытовые навыки, представления о жизни.
Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. Практика показывает, что многие дети, обучающиеся на дому, оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Это обусловлено тем, что дети:
- не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;
- не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально – поведенческих особенностей;
- у них низкий уровень знаний об окружающей среде;
- им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;
- они не могут применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Социальная адаптация ребёнка обучающегося на домашнем обучении – это непрерывный процесс, в котором участвуют личность и общество. Главным приоритетом в работе с такими детьми, является индивидуальный подход, с учётом степени психики и здоровья каждого ребёнка. Дети, обучающиеся на дому, - это дети с разными нарушениями развития: нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и т.д. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они могут быть не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов и возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребёнка.
Коррекционная работа с детьми должна быть направлена на уменьшение зависимости ребёнка от посторонней помощи. Она должна стимулировать его активность, адаптацию к окружающей и социальной среде.
Помочь ребёнку овладеть простейшими трудовыми навыками, что позволит ему в дальнейшем занять своё место в обществе, и не чувствовать себя в изоляции от других людей – задача учителя надомного обучения.
Пути формирования социально-бытовой адаптации детей в условиях надомного обучения видятся мне следующим образом:
Так как дети в силу своих ограничений вынуждены получать образование в форме надомного обучения, следовательно, родители ( или лица их заменяющие) играют большую роль в подготовке детей к самостоятельной жизни. Поэтому учителю надомного обучения важно сделать родителей партнёрами в обучении и воспитании ребёнка. Конечно чаще всего, семьи, у которых есть ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, не подготовлены и не могут дать ребёнку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример, жалея и «погружая» его в болезнь. С такими родителями учителю необходимо постоянно проводить соответствующую разъяснительную работу. Необходимо дать почувствовать им, что их «особенный» ребёнок является не только личным делом семьи. Процесс образования должен строиться с учётом особенностей ребёнка, образа жизни ученика и его семьи. Мы вместе с родителями должны максимально приближать учащихся к реальной жизни, поддерживать ребёнка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и адаптироваться в обществе.
Немаловажную роль играет и здоровье детей. Здоровье является основным ресурсом, от степени обладания которым зависит удовлетворённость практически всех потребностей человека, оно отражается на образе и стиле жизни, приобщении ученика к современным достижениям культуры, науки, искусства, характере и способах проведения досуга и отдыха. Знания о ЗОЖ формируются у ребят находящихся на домашнем обучении, в ходе уроков и работе с родителями. Учитель надомного обучения для формирования представлений о ЗОЖ у детей обучающихся на дому проводят следующую работу:
- проводят просветительную работу с родителями об усилении роли семьи в формировании здоровья её членов;
- рекомендуют родителям, как правильно организовать досуг ребёнка обучающегося на дому (поощряют занятия детей в спортивных секциях, учреждениях дополнительного образования и т.д.);
- проводят беседы и демонстрируют видеоролики о здоровом образе жизни;
- следят за соблюдением двигательного режима;
- следят за соблюдением санитарно-гигиенических требований, светового и температурного режимов.
Здоровьесберегающие технологии дают возможность сохранить заложенное природой здоровье, способствуют физическому развитию ребёнка и поддерживают его позитивный эмоциональный фон.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми может способствовать повышению у ребенка самооценки, коррекции психических процессов, совершенствованию умений и навыков, которые способствуют дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе.
Образовательная среда должна обеспечивать снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Это обеспечивается при помощи атмосферы доброжелательности, веры в ребенка, использования индивидуального подхода, созданием для ребенка ситуации успеха.
Радость успеха окрыляет человека. Если ребёнку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни. А успех рождается в творчестве. Радость творчества повышает уверенность в своих силах и формирует позитивное отношение к жизни, а ведь это те качества, в которых всё больше и больше нуждаются дети с ограниченными возможностями здоровья. От того, как формируется речь, мышление, творческие способности ребёнка, зависит познание мира взрослым человеком. При выполнении работы ребёнок вынужден проявлять терпение, выдумку, прилагать максимум старания, сил. Творческие задания помогают выявить не только общеучебные, но и специальные способности учеников. Чтобы ребёнок мог почувствовать себя успешным, можно приглашать к участию в детских творческих конкурсах. Этот метод позволяет реализовать принцип связи обучения с жизнью, т.е.создаются условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других, стимулируется познавательный интерес, появляется возможность получать удовлетворение от результатов своего труда, это, способствует успешной социализации и позволяет обеспечить им более полноценное участие в жизни общества.
Когда ребёнку комфортно на уроке, когда он уверен, что общение с вами для него безопасно, когда психологическая обстановка для него приятна, нет напряжения, рождается в детях интерес, желание видеть вас, присутствовать и работать на уроке. Благодаря такой работе, у детей, повышается познавательный интерес, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, которые так необходимы для успешной социализации и адаптации их в обществе.