РУС БЕЛ ENG

Советы психолога

Как подготовиться к экзаменам

Экзамен без стресса

 

Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь. Стресс - негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации. Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся.

 

Рекомендации психолога  при подготовке

к экзаменам:

  1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.
  2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
  3. Подготовить место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Состав план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.
  5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз - утром.
  6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.
  7. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.
  8. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала.
  9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте - сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!
  10. Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
свернуть

Ставим цели

УЧИМСЯ СТАВИТЬ ЦЕЛИ

В одной из самых первых цивилизаций, в Древней Греции, круг и окружность считали венцом совершенства. В каждой свой точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе.  Есть мнение, что если остановится колесо, то остановится колесо Истории. Остановятся все виды транспорта, остановятся все часы и механизмы, фабрики и заводы. Не произойдет движения вперед. Остановится жизнь вообще.

 У слова жизнь много всяких значений, интерпретаций. Если изображать жизнь человека при помощи геометрической фигуры, то скорее всего, это будет линия, или  круг (который в геометрии тоже считается линией). Круг жизни…

   Есть два крайних взгляда на то, как надо проживать жизнь. Первый из них (преимущественно западный)  гласит:  прожить яркую, наполненную жизнь можно только целенаправленно -   ставя  перед собой разнообразные цели и двигаясь  по пути их достижения. Второй (преимущественно восточный) подход, напротив, призывает плыть по течению жизни, не ставя определенных целей, с убеждением, что жизнь сама предоставит то, что нужно человеку.  А какой подход ближе вам?

У каждого из вас на столах лежат круги, вам необходимо выполнить следующее задание: заполните свой круг жизни исходя из собственного опыта и желаний. Какую вы хотите прожить жизнь, как и чем вы будете ее заполнять. Какой взгляд на жизнь вам ближе западный или восточный. Дети заполняют самостоятельно. Затем им предлагается дополнить слова из списка: цель мечта, победа, путь, признание, смысл, желания, риск, любовь, мечты, удача, семья, развитие, результат, творчество, безразличие, равнодушие, рутина, течение, однообразие, покой, стабильность, неизменность, устойчивость, постоянство и т.п.

Обе точки зрения имеют право на жизнь…  Можно ли случайно, бесцельно достигнуть желаемых результатов на работе или учебе? Представьте себе, к примеру, одиннадцатиклассника, который, не ставя целей, плывет по течению…..далеко ли он «заплывет» и куда?  В то же время, после интенсивных деятельных периодов, после плодотворной работы, на отдыхе – как будет выглядеть человек, ставящий цели на каждый день, час и тщательно контролирующий их своевременное выполнение? Сможет ли он полноценно отдохнуть, восстановиться,  набраться сил и энергии, да и просто порадоваться жизни?

В  жизни человека бывают разные периоды и  ситуации, когда на первый план выходят совершенно разные составляющие. Всему свое время. И именно сам человек выставляет приоритеты. Предлагаю вам сегодня поговорить  о  жизненных целях. Те, кто выбрал более восточный тип жизни обогатят свой интеллектуальный опыт, те, кто выбрал более западный, ЧТООООО?

Приглашаю вас посмотреть отрывок из мультфильма «Я водяной, я водяной…». Что о сказочном герое мы узнаем из его песни? Песня как бы состоит из двух частей: в первой он рассказывает о своей жизни, и сообщает нам о том, что она ему не нравится, во второй он высказывает свое желания, он мечтает летать. Но в песне, явно чего-то не хватает, еще одной части, какой? У водяного есть мечта, желание, но предпринимает ли он что-нибудь для исполнения своей мечты? Почему? Могут ли исполниться его мечты. Что ему необходимо делать?) Сформулируйте разницу между мечтой и целью. О чем поет водяной о  мечте, или цель. Это  одно и тоже? Или есть разница? Сделать это будет проще если рассмотреть такой пример.

Решим простую задачку. Или что растет

 Представьте, что в моей левой руке клубень картофеля. А в правой руке – хрустящие золотистые чипсы.

Скажите, что у меня в левой руке?  Это картофель. А в правой руке? Тоже картофель. Вопрос: тогда в чем же различие между этими двумя картофелями?

Между ними лежит технологический кулинарный процесс, который превращает сырой полуфабрикат в готовый к употреблению продукт.

Между мечтой и целью тоже лежит некоторый интеллектуальный процесс, который обеспечивает превращение МЕЧТЫ в ЦЕЛЬ. «Мечта – это полуфабрикат, из которого можно приготовить цель».

Таким образом, сегодня на занятии нам нужно понять, какие шаги нужно проделать, чтобы превратить полуфабрикат в готовый продукт.

На что обречены вкусненькие хрустящие? Правильно, они ОБРЕЧЕНЫ БЫТЬ СЪЕДЕННЫМИ. А магия правильно «приготовленной» цели в том, что ЦЕЛЬ ОБРЕЧЕНА НА ДОСТИЖЕНИЕ.

Ход упражнения. Выбирается один участник, он подходит к стенке. Ведущий: Водяной в мультфильме мечтал летать. Мы пробуем тоже это сделать в данном упражнении, начнем с малого: «Подпрыгни, пожалуйста». Ведущий отмечает на стенке мелом  высоту, до которой допрыгнул подросток.  

После этого он выполняет следующую инструкцию: «Подпрыгни, пожалуйста, как можно выше, допрыгни до потолка». Мелом отмечается вторая высота.

Вопросы для анализа: Какая отметка поставлена выше, первая или вторая? Что повлияло на результат?  А как вы думаете -  бывает ли так и в жизни? (Подростки отмечают, когда была сформулирована задача, поставлена цель: как именно подпрыгнуть, то результат на порядок выше).

Чтобы проверить, помогает ли постановка цели достигнуть результата, выполним несложные упражнения.

Наши упражнения подтверждают мысль о том, что  в жизни постановка целей  повышает достижения человека.

Игра «Дартс». Дети делятся на 2 команды. Играют. Вопросы: Куда каждый из вас целился?(в яблочко)но была вероятность попасть хоть куда-то. Никто не целился на край поля, так как снижается вероятность попадания вообще. Аналогично и в жизни – мы должны ставить большие цели, и даже, если мы остановимся на пути к их достижению, так и не достигнув, то хотя бы достигнем промежуточных целей. Если же вообще целей не ставить, то тесть вероятность не достигнуть ничего.

Сформулируйте ЛЮБУЮ свою мечту. Запишите в раздаточном материале в графе «мечта». И я вместе с вами формулирую свою мечту. (Поездка в Стамбул)

Шаг 1.Определяем критерии достижения цели. Как я узнаю, что моя цель достигнута? 

Например, как вы узнаете, что вы поступили выбранной  ?

Варианты ответов:

- пройду в ;

- в момент передачи денег;

- в момент передачи свидетельства о государственной регистрации прав собственности;

- когда сделали ремонт в новой квартире.

 

 

 

свернуть

Как войти в новый коллектив

КАК ВОЙТИ В НОВЫЙ КОЛЛЕКТИВ

 

Выход на работу – один из наиболее сложных и в то же время интересных  этапов жизни человека. Это связано с тем,  что любая смена налаженного ритма  жизни заставляет человека испытывать эмоциональные перегрузки, «новичку» поначалу приходится пройти «контроль качества» со стороны коллег и руководства. Но Вы  можете сделать этот сложный период жизни более лёгким и коротким, если будете придерживаться следующих ПРАВИЛ:

  1. ПУНКТУАЛЬНОСТЬ.

Безусловная аксиома для всех «новичков»: в первый день Вы должны явиться на работу вовремя. На работу надо прийти хотя бы за 5 минут до назначенного времени и никакие чрезвычайные обстоятельства не должны Вам помешать. В первый рабочий день встаньте за 2 часа до выхода и посмотрите, сколько Вам нужно времени на сборы в спокойном темпе.

  1. КОММУНИКАЦИИ.

В первый рабочий день Вы будете взаимно представляться со многими людьми. Желательно иметь при себе блокнот, куда следует  записывать имена и фамилии  людей, с которыми Вы познакомились. Чтобы не забыть, кому принадлежит имя, сделайте пометки напротив его имени. Желательно вести эти записи незаметно от коллег, дабы не вызвать подозрений в сборе личной информации о сотрудниках.

Выберите в коллективе человека давно работающего, пользующегося влиянием (если за Вами не закрепили такового). Если Вы сумеете установить с ним хорошие отношения, то он во многом поможет Вам решить проблему адаптации в коллективе.

     В каждом коллективе существуют сложившиеся групповые  нормы поведения,

     своеобразные поведенческие стандарты. Это может касаться вопросов одеваться и

     говорить, времени прихода и ухода, перекуров, обеда, содержания рабочего места

     и т.д. Если человек не соблюдает эти нормы, то коллектив его отвергает. Старай-

    тесь понять эти групповые нормы поведения и вписаться в них.

  1. ЧУВСТВО МЕРЫ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ.

В первое время, пока Вы не разобрались в новых для Вас порядках и нормах, нужно быть особенно осторожным и сдержанным. И в поступках, и в словах старайтесь не сближаться с теми или иными  сотрудниками и уходите от обсуждения сослуживцев. Разговаривайте приветливо, чаще улыбайтесь, при случае не стесняйтесь предложить свою помощь. Избегайте резких слов и интонаций. Не торопитесь критиковать порядки в новой организации. И уж тем более не сравнивайте их с чем-то из Вашего прошлого опыта, если это сравнение не в пользу нового места. Всему своё время.

  1. ПЕРВЫЕ 4 НЕДЕЛИ.

Первое время лучше не стараться привлекать к себе лишнего внимания – его Вам и так хватит в избытке.

Любая инициатива новичка может рассматриваться «старослужащими» как покушение на их права. Поэтому лучше слегка переборщить со скромностью, чем прослыть излишне деятельным. Четырёх недель вполне достаточно, чтобы к Вам привыкли и не ждали от Вас неприятных сюрпризов. Поэтому в первые 4 недели:

-не избавляйтесь от вещей предшественника;

-не назначайте на рабочем месте встреч;

-не разговаривайте на рабочем месте по телефону о личных делах;

-не критикуйте (ни людей, ни работу);

-не предлагайте всем в срочном порядке перейти на новый метод работы;

-старайтесь не ходить на больничный.

  1. ПРОСИТЕ О ПОМОЩИ.

   Эффективность работы нового сотрудника всегда меньше, чем у опытного. Потому,

   Что у новичка слишком много проблем:

   -он плохо знает, что ему нужно делать;

   -он не знает, где что лежит;

  -он может не знать, как работает оборудование;

  -ему не знакомы партнёры;

  -он может не понимать новые названия и термины и т.д.

  Чтобы избавиться от этих проблем, нужно прибегнуть к самому простому способу,

  которым пренебрегают многие новички. А именно: не стесняться просить людей о

  помощи. Не бойтесь показаться назойливым: чем больше сил вложат в Ваше обуче-

  ние коллеги, тем «дороже» Вы им обойдётесь и тем скорее они привыкнут к Вам и

  научатся считать своим.

  1. ПЕРЕТРУЖДАЙТЕСЬ.

  Большое значение имеет эффект первого впечатления. Мнение о Вас – и у начальства, и у сослуживцев формируется тогда, когда Вы менее всего способны себя показать. В этот период выносится окончательный вердикт относительно Ваших способностей и возможностей. Вам не остаётся ничего другого, как обернуть это в свою пользу. А именно: проявлять трудолюбие, если необходимо задержаться на работе, то сделайте это. Люди с трудом меняют свои взгляды, так что раз заработав себе хорошую репутацию, Вы ещё долго сможете пожинать плоды своей дальновидности.

  1. НЕ ПАДАЙТЕ ДУХОМ.

Трудно? Возвращаясь домой, Вы чувствуете, что устали как психически, так и физически, что голова кругом идёт и спину ломит и что жизнь – штука скучная и беспросветная?

По мнению социопсихологов, депрессия и переутомление настигают более 70% новых сотрудников. Пока человек не может определиться со своими обязанностями и полномочиями, пока ему не обеспечена поддержка коллектива, пока весь ритм его жизни нарушен, организм переживает стрессовую ситуацию, которая приносит негативные результаты душевному состоянию и здоровью. Это процесс естественный и распространённый. Для поддержания психического равновесия и физической формы рекомендуется: спать не меньше 8 часов в сутки, бывать на свежем воздухе, планировать свой день, доставлять себе больше радостей.

 

свернуть

Профилактика эмоционального стресса

Профилактика экзаменационного стресса.

(практическое пособие)

 

           Даже те, кто сдает экзамен не впервые, это стрессовая ситуация, которую надо с честью преодолеть.

            А так ли страшно на самом деле? Есть две главные проблемы. Первая – это знания. Но знания – дело наживное, надо всего лишь… заниматься. А вторая – неумение сдавать экзамены, неумение себя показать.

             Со временем каждый вырабатывает свою тактику подготовки и сдачи экзаменов. Конечно, не обходится здесь и без советов опытных товарищей, встречающихся с экзаменаторами неоднократно. Тем не менее есть смысл взглянуть на проблему еще раз и ответить на вопрос: «А действительно ли я делаю то, что надо делать?». Рекомендации, которые вам сегодня предоставляются, являются обобщением коллективного опыта большого числа абитуриентов, студентов, преподавателей и членов приемных комиссий учебных заведений.

             Конечно, каждый желает, чтобы экзамен не превратился для него в игру, в которой один знает и молчит, а другой не знает, но говорит. Что же для этого нужно делать? Во-первых, учиться. Это, несомненно, даст вам преимущества во время экзаменов. При подготовке к ним вам останется просто освежить в памяти уже изученное. Во-вторых, правильно организовать свою работу по подготовке к экзаменам. Но быть умным недостаточно, надо, чтобы об этом догадывались другие. И если человек владеет материалом, помешать ему может только его собственный страх. Поэтому третье условие успеха – умение правильно вести себя во время экзамена, увлечь экзаменатора своим ответом и доказать, что вы действительно владеете тем предметом, который сдаете.

А вот, чтобы сама подготовка к экзаменам была эффективной, неплохо последовать следующим советам.

Рекомендация 1. За предыдущие годы учебы у вас уже накопился опыт подготовки к контрольным работам, зачетам, тестам. Не нарушайте его и сейчас.

Рекомендация 2. Чтобы наиболее эффективно использовать время, отводимое на подготовку к экзаменам, полезно заранее составить свой план работы. Продуктивно человек может заниматься до 8-10-ти часов в сутки. Исходя из этого определите общий фонд времени в часах, из которого вычтите резервы на непредвиденные трудности (к примеру, процентов 10). Оставшееся время распределите на проработку и повторение материала. Через некоторое время поверьте правильность вашего планирования. Может оказаться, что темп занятий оказался не тем, появились неучтенные потери времени или его запасы. Внесите поправки. Пусть такое планирование послужит для вас примером экономии времени при любой работе.

Рекомендация 3. Желательно заставить себя просыпаться пораньше и посвящать утренние часы учебе. Ученые утверждают, что легче всего отчаянно сопротивляющиеся мозги воспринимают информацию с 7 до 12 и с 14 до 17-18. Так что утреннее время лучше использовать на самые сложные дела. Исключение делается только для закоренелых и неисправимых «сов» – они достигают наибольших результатов поздно вечером и ночью.

Рекомендация 4.  Для хорошего усвоения материала желательно повторить его не менее 4 раз. Но это не значит прочитать его многократно. Каждое повторение должно отличаться:

  • первый просмотр материала – общая ориентировка;
  • выявление основных идей текста и их взаимосвязи;
  • повторение наиболее существенных фактов;
  • составление плана вопроса и дальнейшее повторение уже по нему.

Таким образом, каждый раз повторяется все меньшая часть материала.

 Рекомендация 5. Подход, при котором «на счастье» тщательно изучается лишь часть вопросов, а на остальные не обращается внимание, ни в коем случае нельзя считать эффективным. Вероятность выигрыша ничтожна мала. Необходимо усвоить закон: если не знаешь хотя бы один вопрос из ста, обязательно попадется именно он. А потому даже при острейшем дефиците времени по каждому вопросу нужно знать по крайней мере его основные положения и понятия.

Рекомендация 6. Подготовите себя морально к необходимости запоминания важного для вас материала. Известен педагогический эксперимент, когда 12 студентам было предложено выучить наизусть небольшое стихотворное произведение, а тринадцатому – принять у них зачет. После зачета тринадцатого попросили рассказать текст, который он прослушал дюжину раз. И он не смог этого сделать! У него не было установки на запоминание. Внушите себе необходимость усвоения материала, и эта установка сократит время на запоминание.

Рекомендация 7. В трудное предэкзаменационное время нужно особенно позаботиться о поддержании своей работоспособности. Поэтому надо не уменьшить, а увеличить приблизительно на 1 час свой сон по сравнению с обычной его продолжительностью. Когда вы не выспались, на изучение того же материала вы тратите значительно больше времени. Попробуйте использовать так называемый дробный сон, т.е. три четвертые  обычного времени для сна использовать ночью, а одну четвертую часть – днем. Благодаря этому появляются как бы два «утра» и увеличивается эффективность работы.

Рекомендация 8. Желательно утром, до начала подготовки, и в середине дня по 30-40 минут бывать на свежем воздухе. Прекрасно, если вы пробежитесь при этом. Прогулка быстрым шагом тоже подойдет. Используйте регулярные физкультминутки. Тем более когда-то надо начинать заботиться о своем здоровье. Если последовать этим советам, то время высокой работоспособности растягивается до 12-13 часов.

 

свернуть

Как лучше запоминать

Как лучше запоминать

Рекомендация 1. При запоминании так называемое «активное» повторение значительно эффективнее пассивного,  т. е. после прочтения материала его целесообразно пересказать по памяти Если какой-то аспект материала не удается пересказать по памяти в течение трех минут , то именно его можно подсмотреть ,а затем продолжать вспоминать дальше. Более эффективно один раз почитать и несколько раз повторить по памяти, чем наоборот. Повторяйте материал по –новому :

 - подробный пересказ с деталями;

 - вспоминайте лишь план текста;

 - вспоминайте лишь основные положения и формулировки;

Рекомендация  2. Использование  приемов логического, осмысленного запоминания в несколько раз повышает его эффективность. Особенно действенным при запоминании текста является составление его плана. В этом случае вы  не только осваиваете основные аспекты содержания, но и логическую связь отдельных частей текста.

Рекомендация 3. Наблюдая за собой, выясните  свой ведущий тип памяти, т. е. как вам легче запомнить информацию- если вы ее видите, слышите или записываете. Исходя из этого в дальнейшем постарайтесь так организовать сагою работу, чтобы использовался ведущий тип памяти.

Рекомендация 4. При хорошей зрительной памяти быстро и четко запоминаются рисунки, расположение информацию на странице, цвет и т. д. Выделяйте отдельные места записей, обводя их рамками, делая значки, подчеркивая, меняя шрифты, представляя зрительно отдельные части текста.

Рекомендация 5. При хорошей звуковой памяти лучше запоминается звучащая речь . Запоминаемый текст читайте вслух, выделяя интонацией, тембром голоса отдельные места, рассуждая вслух, слушайте текст , записанный на магнитофон.

Рекомендация 6. В случае выраженной памяти на движения, моторной памяти используйте повторную сокращенную запись запоминаемого текста, например, выводов, основных  положений, графиков, схем.

Рекомендация 7.  Но, используя ведущий тип памяти , позаботьтесь и о развитии  отстающих, так как многие виды профессиональной деятельности могут потребовать и их.

Рекомендация 8. Повторив какой-то законченный раздел, не приступайте сразу же к изучению нового. Дайте усвоенному «отстояться», чтобы последующая информация не давила на предыдущую. А заодно и себя наградите отдыхом за успешно проделанный путь. Кстати, перерывы рекомендуется делать через каждые 60-90 минут. Разомнитесь, просмотрите газету, главное- дайте отдых своей голове. Но на  фильмы и художественную литературу не отвлекайтесь. Зрительная информация подобного рода может  свести на нет все выученное. И еще один немаловажный момент - это сон. Хороший полноценный сон - залог того, что вы не будете нервным и издерганным на экзамене. Кроме того, сон обладает одним замечательным свойством, имеющим непосредственное отношение  к обсуждаемой теме. Материал, не требующий напряженного внимания и тщательного обдумывания, но который тем не менее требующий запомнить, хорошо читать непосредственно перед тем, как заснуть. Известно, что такая информация лучше воспроизводится после 8 часов сна, чем через 8 часов  бодрствования.

Рекомендация 9. Определите, как вам лучше заниматься: в компании или в одиночку. Оба способа имеют свои плюсы и минусы. При занятиях в компании  многое зависит от того, кто в нее входит и не слишком ли много времени тратится на пустую болтовню. Здесь вы можете быстро получить консультацию по непонятному вопросу и, в свою очередь, разъясняя что-то другим, лучше понять материал и научится толково объяснять его.

Рекомендация 10. При крепкой моторной памяти и привычке  к самостоятельной работе лучше основное время затратить на занятия в одиночку, составляя для себя тезисы, конспекты и миниатюрные «шпаргалки». Не вздумайте воспользоваться шпаргалкой на экзамене, но при  подготовке к нему зрительная и моторная память поможет сжато изложить весь материал . Безусловно, шпаргалки полезны. В процессе их приготовлен материал усваивается как под гипнозом. Работают все виды памяти. Не зная материал, написать шпаргалку невозможно, волей-неволей     вам  все-таки придется рыться в учебниках и  конспектах. А это уже прекрасно! Замечено давно - люди, умеющие писать прекрасные шпаргалки , с легкостью справляются с написанием рефератов, дипломов, курсовых. Так что это результативное средство подготовки к экзаменам. А самый главный совет - не пытайтесь воспользоваться шпаргалкой на экзамене!

 

свернуть

Как эффективно работать с материалом во время подготовки

(метод Аткинсона):

Золотое правило хорошего запоминания — интеллектуальная работа с материалом.

Чтобы хорошо запомнить материал, в процессе работы необходимо задавать себе вопросы, касающиеся предмета:

  1. Его происхождение и корень.
  2. Причины его происхождения.
  3. Его история.
  4. Его качества и характеристические черты.
  5. Предметы, связанные с ним.
  6. Его употребление и применение.
  7. Что он доказывает.
  8. Его результаты и следствия.
  9. Его конец и возможная будущность.
  10. Ваше мнение о нем и причины этого мнения.

Эти вопросы, считает Вильям В. Аткинсон, заставят вас классифицировать, привести в порядок, обсудить, рассмотреть и определить различные свойства. Система разовьет у вас способности припоминать, мыслить, изучать и наблюдать. Не испытав, ввиду кажущейся простоты этой системы, не отказывайтесь от нее. Воспользуйтесь ей хотя бы на одном предмете при подходящем случае, и вы увидите всю ее полезность.

свернуть