УЧИМСЯ СТАВИТЬ ЦЕЛИ
В одной из самых первых цивилизаций, в Древней Греции, круг и окружность считали венцом совершенства. В каждой свой точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Есть мнение, что если остановится колесо, то остановится колесо Истории. Остановятся все виды транспорта, остановятся все часы и механизмы, фабрики и заводы. Не произойдет движения вперед. Остановится жизнь вообще.
У слова жизнь много всяких значений, интерпретаций. Если изображать жизнь человека при помощи геометрической фигуры, то скорее всего, это будет линия, или круг (который в геометрии тоже считается линией). Круг жизни…
Есть два крайних взгляда на то, как надо проживать жизнь. Первый из них (преимущественно западный) гласит: прожить яркую, наполненную жизнь можно только целенаправленно - ставя перед собой разнообразные цели и двигаясь по пути их достижения. Второй (преимущественно восточный) подход, напротив, призывает плыть по течению жизни, не ставя определенных целей, с убеждением, что жизнь сама предоставит то, что нужно человеку. А какой подход ближе вам?
У каждого из вас на столах лежат круги, вам необходимо выполнить следующее задание: заполните свой круг жизни исходя из собственного опыта и желаний. Какую вы хотите прожить жизнь, как и чем вы будете ее заполнять. Какой взгляд на жизнь вам ближе западный или восточный. Дети заполняют самостоятельно. Затем им предлагается дополнить слова из списка: цель мечта, победа, путь, признание, смысл, желания, риск, любовь, мечты, удача, семья, развитие, результат, творчество, безразличие, равнодушие, рутина, течение, однообразие, покой, стабильность, неизменность, устойчивость, постоянство и т.п.
Обе точки зрения имеют право на жизнь… Можно ли случайно, бесцельно достигнуть желаемых результатов на работе или учебе? Представьте себе, к примеру, одиннадцатиклассника, который, не ставя целей, плывет по течению…..далеко ли он «заплывет» и куда? В то же время, после интенсивных деятельных периодов, после плодотворной работы, на отдыхе – как будет выглядеть человек, ставящий цели на каждый день, час и тщательно контролирующий их своевременное выполнение? Сможет ли он полноценно отдохнуть, восстановиться, набраться сил и энергии, да и просто порадоваться жизни?
В жизни человека бывают разные периоды и ситуации, когда на первый план выходят совершенно разные составляющие. Всему свое время. И именно сам человек выставляет приоритеты. Предлагаю вам сегодня поговорить о жизненных целях. Те, кто выбрал более восточный тип жизни обогатят свой интеллектуальный опыт, те, кто выбрал более западный, ЧТООООО?
Приглашаю вас посмотреть отрывок из мультфильма «Я водяной, я водяной…». Что о сказочном герое мы узнаем из его песни? Песня как бы состоит из двух частей: в первой он рассказывает о своей жизни, и сообщает нам о том, что она ему не нравится, во второй он высказывает свое желания, он мечтает летать. Но в песне, явно чего-то не хватает, еще одной части, какой? У водяного есть мечта, желание, но предпринимает ли он что-нибудь для исполнения своей мечты? Почему? Могут ли исполниться его мечты. Что ему необходимо делать?) Сформулируйте разницу между мечтой и целью. О чем поет водяной о мечте, или цель. Это одно и тоже? Или есть разница? Сделать это будет проще если рассмотреть такой пример.
Решим простую задачку. Или что растет
Представьте, что в моей левой руке клубень картофеля. А в правой руке – хрустящие золотистые чипсы.
Скажите, что у меня в левой руке? Это картофель. А в правой руке? Тоже картофель. Вопрос: тогда в чем же различие между этими двумя картофелями?
Между ними лежит технологический кулинарный процесс, который превращает сырой полуфабрикат в готовый к употреблению продукт.
Между мечтой и целью тоже лежит некоторый интеллектуальный процесс, который обеспечивает превращение МЕЧТЫ в ЦЕЛЬ. «Мечта – это полуфабрикат, из которого можно приготовить цель».
Таким образом, сегодня на занятии нам нужно понять, какие шаги нужно проделать, чтобы превратить полуфабрикат в готовый продукт.
На что обречены вкусненькие хрустящие? Правильно, они ОБРЕЧЕНЫ БЫТЬ СЪЕДЕННЫМИ. А магия правильно «приготовленной» цели в том, что ЦЕЛЬ ОБРЕЧЕНА НА ДОСТИЖЕНИЕ.
Ход упражнения. Выбирается один участник, он подходит к стенке. Ведущий: Водяной в мультфильме мечтал летать. Мы пробуем тоже это сделать в данном упражнении, начнем с малого: «Подпрыгни, пожалуйста». Ведущий отмечает на стенке мелом высоту, до которой допрыгнул подросток.
После этого он выполняет следующую инструкцию: «Подпрыгни, пожалуйста, как можно выше, допрыгни до потолка». Мелом отмечается вторая высота.
Вопросы для анализа: Какая отметка поставлена выше, первая или вторая? Что повлияло на результат? А как вы думаете - бывает ли так и в жизни? (Подростки отмечают, когда была сформулирована задача, поставлена цель: как именно подпрыгнуть, то результат на порядок выше).
Чтобы проверить, помогает ли постановка цели достигнуть результата, выполним несложные упражнения.
Наши упражнения подтверждают мысль о том, что в жизни постановка целей повышает достижения человека.
Игра «Дартс». Дети делятся на 2 команды. Играют. Вопросы: Куда каждый из вас целился?(в яблочко)но была вероятность попасть хоть куда-то. Никто не целился на край поля, так как снижается вероятность попадания вообще. Аналогично и в жизни – мы должны ставить большие цели, и даже, если мы остановимся на пути к их достижению, так и не достигнув, то хотя бы достигнем промежуточных целей. Если же вообще целей не ставить, то тесть вероятность не достигнуть ничего.
Сформулируйте ЛЮБУЮ свою мечту. Запишите в раздаточном материале в графе «мечта». И я вместе с вами формулирую свою мечту. (Поездка в Стамбул)
Шаг 1.Определяем критерии достижения цели. Как я узнаю, что моя цель достигнута?
Например, как вы узнаете, что вы поступили выбранной ?
Варианты ответов:
- пройду в ;
- в момент передачи денег;
- в момент передачи свидетельства о государственной регистрации прав собственности;
- когда сделали ремонт в новой квартире.