РУС БЕЛ ENG

Из опыта реализации инновационного проекта

Тема инновационного проекта: «Внедрение модели организации образовательных практик в интересах устойчивого развития в целях формирования творческого потенциала обучающихся»

Сроки реализации инновационного проекта: 2017 - 2020 гг.

Цель проекта: определение  системы условий, содействующих формированию творческого потенциала обучающихся через создание условий, расширение возможностей для их самоопределения и социальной реализации.

 

Работа над проектом велась в соответствии с Программой реализации инновационного проекта.

За время работы над проектом нами разработана модель организации образовательных практик в интересах устойчивого развития в целях формирования творческого потенциала, которая предусматривает создание условий и возможностей для самоопределения и социальной реализации обучающихся в образовательном пространстве  школы.

Таким образом, в ГУО «Средняя школа №4 г. Орши» сформирована своя философия управления, которая позволяет рассматривать учреждение образования как открытую образовательную среду в границах микрорайона школы.

И сегодня, в рамках реализации данного инновационного проекта, мы говорим о создании  модели трансформации учебного заведения в открытую обучающую среду, через использование методологии образования в интересах устойчивого развития и взаимодействия детско-взрослой общности, с расширением практики   школы как «Школа – центр культуры здорового образа жизни». (подробнее)

В школе создан ученический орган самоуправления «Школьное правительство».

На базе нашего учреждения образования активно работает оздоровительный лагерь «Страна ПРОФИ», который позволяет создать условия, обеспечивающие не только полноценный отдых и оздоровление каждого ребёнка, а также способствующие приобретению социально значимого опыта, развитию позитивных качеств детской личности, выявляющие профессиональною направленность и самостоятельность в выборе профессиональной сферы, формирующие и развивающие коммуникативные, предпринимательские и творческие навыки. (подробнее)

Создан детский редакционный центр школьной газеты «После уроков» (руководитель Подоляк О.В.).

Открыт кабинет по правилам дорожного движения, который раскрывает возможности работы с учащимися и жителями микрорайона школы по профилактике дорожно -  транспортных происшествий. (подробнее)

Учителем Буланок Т.В. разработан и успешно внедряется проект  «Танец – театр», который позволяет учащимся не только пробовать себя в роли артиста, но и получать навыки  творческого самоопределения. (подробнее)

Успешно внедрён проект  детско-взрослых инициатив «День микрорайона», который способствует развитию лидерских качеств и организаторских способностей детей и подростков при взаимодействии со взрослыми, появлению у учащихся социально-экономических знаний, созданию среды для развития их личностных качеств, социальной ответственности, определению своего места в современной жизни. (подробнее)

Также следует  отметить педагог –  психолог Подоляк О.В. ведёт активную работу  в рамках Школьной службы примирения «С миром по миру» по мирному урегулированию конфликтов. (подробнее)

Учитель истории Карабицкая Н.В. совместно с учащимися разработала образовательный маршрут «История родного города на территории школы». Для жителей микрорайона школы организованы экскурсии. (подробнее)

Учитель химии Лаптюхова И.Ю., учитель географии Трофимова Е.В. руководят проектом   «Зелёные школы». (мероприятия, проводимые в рамках проекта)

Разработан маршрут  «Экологическая тропа ГУО “Средней школы №4 г.Орши», проведены экскурсии для учащихся II-IIIVI «А» и VI «Б» классов, на экскурсию так же были привлечены учащиеся, ДДУ №№10,28,43г. Орши. (подробнее)

Составлен план размещения растений на пришкольном участке.

Изучено разнообразие птиц на территории школы и природного окружения учреждения, составлен отчет о птицах, обитающих на пришкольном участке (установлено 11 видов птиц)

   Расширено информационно-насыщенное образовательное пространство школы:

- работает школьный сайт sh4.goroo-orsha.by, являющийся точкой входа в единое информационное пространство для всех участников партнёрской сети;

-    работает школьная газета «После уроков». (подробнее)

- создан и постоянно пополняется информационный банк школы (методическая копилка ИКТ– уроков и внеурочных мероприятий).

Обеспечено социальное проектирование: формирование индивидуальности через развитие проектной культуры с ориентацией на модель выпускника школы.

С целью распространения инновационного опыта участники проекта выступили на  семинарах и конференциях

- Инвестиционный форум «Оршанские традиции», представление работы школы в направлении устойчивого развития.

- Материалы инновационной деятельности, репортажи школьных событий отражены  на сайте школы, на страницах газеты «После уроков»

- Трансляция опыта на страницах педагогической печати («Современное образование Витебщины» №1, 2020 , Новикова Е.П., Киркиж М.В., Руденкова Е.В)

Таким образом, в школе созданы условия для эффективной работы учреждения образования как социокультурного центра микрорайона школы.

Для педагогов активизируется процесс педагогического творчества, повышается уровень научно-методической подготовки. Овладение ими технологией  проектирования и методами исследования как важнейшей интеллектуальной способности человека в условиях изменчивого современного мира предполагает наличие у субъекта развитой структуры мыследеятельности.

 Учащиеся могут пробовать себя в разных сферах деятельности, испытывают ситуацию успеха, выходя за рамки учебных программ, учатся аргументировать свою точку зрения при разрешении возникающих вопросов, овладевают умением сопоставлять данные, определять степень субъективности-объективности, приобретают такие качества личности, как высокая внутренняя мотивация к познавательной деятельности, самостоятельность в познании, действиях и суждениях, способность к социальному партнёрству и сотрудничеству, получают новые возможности выбора будущей профессии, воспринимают себя и школу и общество как единое целое, не отделяют самого себя ни от процесса обучения.

Школа приобрела функции образовательного центра, оказывающего комплексную поддержку процесса становления человеческих ресурсов устойчивого развития (в границах микрорайона школы), и развивающегося учреждения образования.